Завод ЗиЛ в годы Великой Отечественной Войны



В понедельник 23 июня 1941 года рабочий день начался без привычного заводского гудка. Состоялся многотысячный митинг. Рабочие были настроены решительно и готовы были дать всё для победы над вероломным агрессором. В партком посыпались заявления добровольцев с просьбой отправить на фронт. На смену ушедшим воевать пришли домашние хозяйки, подростки. Нужды фронта возрастали. «Все для фронта, все для победы над врагом!» - этой главной задаче подчинялась жизнь страны и автозаводцев.

С самого начал войны большое число работников завода отправилось воевать на фронт. Их места за станками заняли женщины и подростки.
На завод выпадает огромная ответственность по изготовлению автомобилей и другой продукции для нужд фронта. Кроме того, завод выпускал продукцию для военных заводов.
Создавались новые цеха по изготовлению вооружения для фронта. Коллектив завода самоотверженно трудился, давая стране необходимое вооружение.

В 1941 г. на ЗиС был совершён крупный немецкий авианалёт.

В октября 1941 г. в связи с наступлением немцев на Москву большая часть оборудования была эвакуирована в глубокий тыл. Производство автомобилей в Москве было приостановлено, а выпускалось именно вооружение.
В то же время в тылу создавались новые заводы, ставшие филиалами ЗиЛа.
30 апреля 1942 года с конвейера Ульяновского завода вышел новый автомобиль ЗИС-5В. В июне того же года автомобили начал выпускать Уральский автозавод. Возобновилось производство машин и в Москве. Автомобили с завода шли непрерывном потом на фронт.

На базе автомобилей ЗИС-6 монтировались легендарные боевые машины БМ-13, более известные, как «Катюша». Эти боевые машины наносили немцам огромный урон.
В Москве был освоен выпуск вездехода ЗИС-42М. Работниками завода были сделаны сотни тысяч автоматов, снарядов и миномётов.

В 1943 году перед Московским автозаводом была поставлена задача вновь организовать производство моторов. Для этого предстояло изыскать свободные площади и до 300 станков. Проблема по тем временам почти неразрешимая. Обсуждение ее на заводской партийной конференции помогло выявить резервы для организации моторного производства, пути помощи строителям. Совместными усилиями автозаводцев и строителей 24 июля был возобновлен выпуск двигателей, предприятие стало иметь комплексное производство. В июле было изготовлено 93, а в декабре уже 1900 моторов.

В 1944 году Московскому автозаводу было поручено увеличить выпуск автомобилей в два раза, развернуть конструкторские работы по созданию новых типов машин: мощных «ЗИС-150» и «ЗИС-151» повышенной проходимости. Шла разработка и легкового комфортабельного автомобиля «ЗИС-110». Заводская газета писала тогда:
«По суровым военным дорогам идут машины, сделанные руками автозаводцев. Нет армии, нет дивизии, в которых не работали бы наши «ЗИСы». Безотказно преодолевают они и непролазное бездорожье Бессарабии, огромные Пинские болота и головокружительные подъемы и спуски Карпатских гор. Самую разнообразную службу несут на фронтах машины нашего завода ...»

Собравшись в конце года на свою очередную XV конференцию, коммунисты завода подвели итоги работы в суровые военные годы, определили задачи на ближайшую перспективу. Хозяйственные задачи 1944 года коллектив решил успешно. Было выпущено 34 тысячи автомобилей, почти 32 тысячи моторов. Объем производства достиг 91 процента довоенного уровня.

1945 год внес коренные изменения в жизнь коллектива. Автозаводцы решили досрочно выполнить годовую программу по военной продукции, а производство грузовиков увеличить вдвое. Завод получил новые заказы на тюбинги для метро, запасные части к тракторам. В цехе ширпотреба полным ходом шло изготовление металлической посуды, огородного инвентаря. По всем приметам, мирная продукция начинала преобладать.

Настал День Победы, 9 мая 1945. Весть об окончании войны быстро облетела все цехи завода. Люди хлынули на заводскую площадь. Стихийно возник торжественный митинг.

Вклад завода в общую победу

Памятник зиловцам - участникам Великой Отечественной Войны

Документальный фильм производства ЗИЛвизион об истории завода ЗИЛ (1999 год)
Вырезка, посвященная подвигу завода в годы Великой Отечественной Войны.

Хронология событий по годам

1941
23 июня. Состоялся общезаводской митинг по случаю вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз.
25 июня. Издан приказ директора завода об организации в инструментальном цехе № 2 производства продукции для фронта.
26 июня. Группа работниц обратилась ко всем женщинам завода с призывом стать донорами. Июль. Формирование отряда народного ополчения, танковой части, истребительных батальонов.
15 октября. Начало эвакуации завода.
20 октября. В Ульяновске начались работы по размещению эвакуированного оборудования.
Конец октября. Завершена эвакуация оборудования и кадров завода. На площадях эвакуированных цехов началась организация нового производства.
Начало ноября. Первые группы автозаводцев прибыли в Миасс и Челябинск.
Середина ноября. Прибытие первых автозаводцев в Шадринск.
Конец ноября. ГКО принял решение о строительстве Миасского автомоторного и Челябинского кузнечно-прессового заводов.
Подробнее...

1942
6 января. Решение ГКО о восстановлении автомобильного производства на заводе.
24 января. Молодые автозаводцы обратились к молодежи Советского Союза с призывом встретить XXIV годовщину Красной Армии производственными подарками. Январь. Организация комсомольско-молодежных бригад в цехах завода.
27 апреля. Награждение орденами и медалями большой группы работников завода за выполнение заданий правительства по производству минометного вооружения.
3 июня. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении автозавода орденом Ленина за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции.
Июнь. Возобновление выпуска грузовых автомобилей «ЗИС-5».
11 августа. Присуждение заводу переходящего Красного знамени ГКО за успехи во Всесоюзном соревновании.
19 сентября. Приказ директора об организации на заводе конструкторско-технологического бюро по проектированию нового легкового автомобиля высшего класса - «ЗИС-110».
8 октября. Завершение восстановления производства гусеничных автомобилей «ЗИС-42».
Подробнее

1943
Январь. Начало восстановления моторного производства.
23 марта. Старшему мастеру инструментального цеха С. В. Давыдову присуждена Государственная премия СССР.
24 июля. Собран первый мотор.
Октябрь. В цехах завода организованы фронтовые вахты в честь 25-летия комсомола.

1944
14 февраля. Слет бригадиров комсомольско-молодежных бригад завода.
28 октября. Опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении завода орденом Трудового Красного Знамени за успешное выполнение задания правительства по выпуску автомобилей и заказов для фронта.
9-10 декабря. Проходила XV заводская партийная конференция, обсудившая деятельность парткома за 1941-1944 годы.

1945
Февраль. Состоялась заводская профсоюзная конференция, на которой обсуждалась работа завкома за годы войны.
9 мая. Проведен общезаводской митинг в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
16 мая. Опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями 129 автозаводцев за успехи в производстве стрелкового вооружения.
6 сентября. Вышел приказ директора завода о переходе производства на нормальный режим рабочего времени.
16 сентября. Опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями СССР 23 автозаводцев за успешное выполнение заданий ГКО по производству боеприпасов.

Культурная жизнь завода во время войны

Многие работники ЗИСа, но тем не менее остались энтузиасты, которые поначалу выступали в агитпунктах и госпиталях, в затем сформировали первую фронтовую концертную бригаду.
Подробнее

Вклад завода в общую победу

Работники ЗИСа внесли неоценимый вклад в победу над немецкими захватчиками.
Подробнее

Источник:
«ЗИЛ: страницы трудовой славы», Москва, «Плакат», 1986