Как создавались первые "стотридцатки"

− Работа по сборке первых пяти автомобилей ЗИЛ-130 (а они входили в производственный план завода) началась 20 сентября, − вспоминает ветеран завода Дмитрий Михайлович Глуховский.

− Мне было поручено возглавить бригаду слесарей лаборатории по испытаниям двухосных автомобилей Экспериментального цеха для обучения в ходе стендовой сборки «стотридцаток» слесарей-сборщиков (в основном, «скользящих») ЦСИА. Место сборки автомобилей определили в пристройке к Механосборочному цеху № 11. Мы, экспериментальщики, к моменту начала сборки уже хорошо представляли себе, с какой машиной предстоит иметь дело ведущим слесарям конвейера.

На первых стендовых образцах предстояло показать им, что с чем стыкуется, рассказать об особенностях конструкции нового автомобиля. Со своей стороны, мы тоже учились у производственников. Всем вместе нам нужно было проверить, готова ли конструкция грузовика к конвейерной сборке, потребуются ли дополнительные приспособления для этого, правильно ли стыкуются между собой детали, узлы и агрегаты. Помещение, которое нам отвели для работы, не относилось к Цеху сборки и испытания автомобилей. Оно вообще не было оборудовано − просто голые стены и въездные ворота.

Я помню, как с первого дня работы нас начал опекать главный инженер завода Константин Васильевич Строганов. Работа только началась, как он тут же появился и, конечно же, увидел такую картину: детали валялись на полу, документацию и чертежи положить некуда, телефон отсутствует. «Ребята, давайте список, чего вам не хватает», − произнес главный инженер.

Мы написали, надо, мол, то и то. Оглянуться не успели − после обеда появились связисты и поставили два аппарата: телефон внутренней связи и «прямой» − к главному инженеру завода. Потом другие службы смонтировали стеллажи для хранения деталей и технической документации. К концу дня раздался первый звонок − от Константина Васильевича: «Вам все сделали?». Такая забота и через сорок два года помнится.

Сборка автомобилей осуществлялась на деревянных козлах, для подсборки узлов сделали верстаки-стеллажи. Монтаж тяжелых агрегатов на раму производился с помощью автокрана. В течение 12 дней, пока шла сборка первых пяти автомобилей ЗИЛ-130, по моим вызовам на этом участке побывали конструкторы из всех КБ; на месте решались все вопросы, уточнялась документация, принимались решения об изготовлении новых деталей.

Ближе к завершению работы стало очевидным, что ряд деталей не будет изготовлен в срок в производственных подразделениях предприятия, в связи с чем руководство ОГК и Экспериментального цеха приняло решение демонтировать необходимые изделия с трех находившихся в Экспериментальном цехе опытных образцов ЗИЛ-130 и установить их на автомобили, которые собирались на участке в МСЦ-11. Моей немногочисленной бригаде необходимо было трудиться в две смены − по режиму сборщиков ЦСИА.

Что больше всего запомнилось тогда в процессе работы? V-образный восьмицилиндровый двигатель «встал» на свои опоры очень легко. А вот с установкой кабины ЗИЛ-130 пришлось повозиться. Тем более, отрабатывался будущий конвейерный вариант посадки на раму кабины вместе с оперением. Эта процедура действительно очень сложна, ведь нужно одновременно отслеживать множество возможных вредных контактов: и чтобы кабина правильно «села», и чтобы оперение не повредило радиатор. Так что возились долго. Потом вызывали конструкторов и технологов, устраивая перед ними чуть ли не показательную установку. Причем один раз поставили − и тут же снимаем, чтобы еще раз попробовать. Получалось. На последующих кабинах уже пришлось легче. Появился опыт. Знали, где специальную монтажку поставить, чтобы совместить посадочные места. Но немало приходилось и исправлять,например, резать левый брызговик, чтобы не допустить его контакта с картером рулевого механизма.

В результате цель свою мы выполнили − собрали первые пять автомобилей ЗИЛ-130. Конечно же, работники Экспериментального цеха и ЦСИА испытывали чувство гордости. В то время мы были еще молоды, и молодость еще больше обостряла наши эмоции. Ведь мы участвовали в такой важной для ЗИЛа работе. Вдобавок, «стотридцатка» во всех отношениях являлась прогрессивной машиной по сравнению со своими предшественниками.

В последующие месяцы 1962 года в тех же условиях продолжилась сборка очередных партий этих грузовиков. В октябре их было собрано 20 штук, в ноябре − 14, в декабре − 55...

Завершая свои воспоминания, Дмитрий Михайлович Глуховский назвал имена тех, кто в сентябре − декабре 1962-го участвовал в стендовой сборке автомобилей ЗИЛ-130. От Экспериментального цеха в ней принимали участие слесари и слесари-водители В.С. Черников, Е.А. Маликов, В.А. Фирсов, И.И. Шведов, И.Ф. Козлов, В. Дадонов, Н.Ф. Розанов; от ЦСИА – слесари А. Дегтярев, Ю. Иванов, Е. Романов, В. Писакин, слесари-водители − С. Капралов и В. Королëв; от Автотранспортного цеха − шофер-крановщик Петр Цветков. Ценную техническую и практическую помощь сборщикам оказывали: начальник техчасти ЦСИА Н.И. Онищенко, руководитель проектной группы В.В. Лисицын, старший инженер Н.Л. Санков, старший технолог Цеха сборки и испытания автомобилей М.Е. Зверинский, руководитель группы проектного управления В.В. Челышев. Они были рядом с рабочими Экспериментального цеха и ЦСИА, вместе с ними участвуя в создании грузовиков ЗИЛ-130. Четкую взаимосвязь цехов-поставщиков с участком сборки ЗИЛ-130 обеспечивал заместитель начальника производственно-диспетчерского бюро ЦСИА А.И. Шишкин. Окончательную доводку и подкраску первых партий автомобилей провели работники опытного участка Экспериментального цеха (руководитель Н.Д. Овчинников).

Источник: Завод и Люди 1916 - 2016. Том 1. Авторы: Владимир Григорьевич Мазепа, Максим Александрович Шелепенков. Под редакцией М.А. Шелепенкова, А.В. Курковой. – Москва: Московский политехнический университет, 2016.