Воспоминания о директоре ЗИЛа Константине Лаптеве

Автор: Веб-мастер сайта amozil.su

Вероятно, одним из самых противоречивых директоров завод ЗИЛ является Константин Викторович Лаптев. По поводу периода его руководства (2003-2011) есть совершенно разные версии. Кто-то считает, что именно он развалил завод, кто-то считает, что он вёл смелую и слишком самостоятельную политику во взаимодействии с Правительством Москвы, за что и лишился должности. Ну а кто-то скажет, что он просто выполнял грязную работу по развалу ЗиЛа, выполняя указания свыше.
Редакция нашего сайта не будет выставлять ту или иную версию, а расскажет о личных воспоминаниях о Лаптеве, о различных параллелях и других событиях в период его правления.

Впервые я увидел Лаптева весной 2004 года. По одному из ТВ каналов шла реклама автомобилей ЗиЛ, в которой директор завода произносил короткую, но запоминающуюся фразу. Летом прошлого года я проходил на заводе производственную практику.

Полноценно работать на ЗИЛе я начал в 2006 году, будучи студентом МГИУ, во время инженерной практики. В мае этого года в актовом зале одного из корпусов завода Константин Лаптев выступил перед инженерами. От каждого Управления должен был присутствовать один работник, который мог позвать с собой студента-практиканта или молодого специалиста. Таким образом увидеть директора завода посчастливилось и мне.
На той встрече с работниками завода я впервые его увидел в живую. Константин Викторович производил впечатление живого, энергичного и прогрессивного человека. Он критиковал сложившуюся ситуацию на заводе и частично в стране в целом. Много приводил успешных примеров в Европе. Лаптев жаловался на суровое отношение правительства Москвы к ЗиЛу. Приводил пример, что у завода был долг перед французской компанией и они этот долг решили списать. Однако, Москва заблокировала списание этого долга и он остался у ЗиЛа. Недалеко от директора стояли его телохранители. Вид они производили серьезный.
Вспомнилось, как он тогда рассказывал про какой-то локальный завод и с особой пренебрежительной интонацией сказал, что его держат маленькие бандюжата. Как будто не тот уровень...
Я тогда был молод, не опытен и не особо понимал общую картину. Однако, инженера из моего управления слова Лаптева возмутили и он вступил с ним в активный спор из зала. Стало как-то не по себе, когда я смотрел на лица телохранителей. Сидели мы, практически, на первом ряду. Но все обошлось.

В том же 2006 меня позвали на другую встречу с Лаптевым, где зрителями были уже только студенты. Что тогда говорил директор ЗиЛа уже не очень помню в деталях. Запомнилось то, что Лаптев говорил, что ставки будут делаться на Бычки, которые должны составить более сильную конкуренцию Газелям. Основной же целью была модернизация зиловских малотонажников. Планировалось изменить их внешний вид, сделав его более презентабельным, а все внутренности предполагалось оставить. Помню, после той встречи инженер, который несколько месяцев назад брал меня на встречу с гендиром спросил меня о том, что же нам рассказал Константин Викторович. Я рассказал про идею с модернизацией бычков. На что он усмехнулся и сказал, что наоборот там надо менять все внутренности.

Больше я директора завода живьем не видел. Далее будут кратко описаны некоторые его решения, которые каким-то образом меня коснулись. В августе 2007 года на ЗИЛе была объявлена заводская мобилизация. Она заключалась в том, что в цеха, где не хватало рабочих, временно для замены отправлялись инженеры и другие специалисты. Преимущественно молодежь. Коснулось это и меня и в течение трёх недель я работал на конвейере в Новом Кузовном Корпусе, в Цеху сборки кабин.



Если не ошибаюсь, то в 2007 году начался снос некоторых корпусов завода. В января 2008 г. меня отправили с заданием в один такой демонтируемый корпус. Одна часть его сносилась, а в другой еще проходили какие-то работы. Точнее работой это было сложно назвать, скорее там просто находились работники цеха. Выглядело всё это, как в каком-то фильме про последствия всеобщей разрушительной войны.

В 2009 году с выплатой зарплаты на ЗИЛе стало совсем худо и завод перешел на трехдневную рабочую неделю.

Именно в тот период на ЗИЛе был снят фильм Светланы Басковой под названием "За Маркса". События фильма повествуют о катастрофическом периоде в жизни завода и одним из характерных героев там был бандит-директор, в роли которого сыграл эпатажный Епифанцев. Интересно, не Лаптев ли стал его прототипом...

В 2011 стало известно, что Константин Викторович Лаптев покидает свой пост. Писали, что его сняли с должности из-за бедственного положения на заводе и что он сделал себе непомерно высокую зарплату. Но так ли было на самом деле? И стоит ли винить Лаптева в развале завода?
Скорее всего его просто сделали козлом отпущения. Даже если бы он серьезно пытался спасти завод, это было ему не под силу...