Новый Кузовной Корпус ЗиЛа в 2000е годы

Автор: Веб-мастер сайта amozil.su



Данная статья представляет собой заметки о моей работе в Новом Кузовном Корпусе (НКК) завода ЗИЛ. Я, будучи студентом МГИУ, проходил там практику в 2003 и 2004 годах, а также уже будучи полноценным работником завода в 2007 году был отправлен туда для помощи на производстве в рамках зиловской мобилизации.

Итак, 2003 год. Я 18-летний студент МГИУ (бывший подшефный ВТУЗ ЗИЛа) принял решение проходить летнюю практику на Заводе им. Лихачёва. ЗИЛ тогда был полноценным действующим предприятием и никаких разговоров о его закрытии и близко не было. Тогда совсем недавно на пост генерального директора ЗИЛа с КАМАЗа пришел молодой и амбициозный Константин Викторович Лаптев. У него были большие планы по развитию завода. "Возродим ЗИЛ - возродим Россию!". Таким был его лозунг в рекламном ролике на ТВ.

И вот меня в Отделе Кадров откомандировали проходить практику в Новом Кузовном Корпусе завода, в Цеху сборки кабин. Сам Корпус находился недалеко от Второй Проходной, рядом с главной аллеей и памятником Ленину. Мне даже дали должность, слесарь механо-сборочных работ. В первый же день меня поставили работать сразу на конвейер. Провели быстрый инструктаж и бросили в бой. В качестве операции у меня было прикручивание четырех деталей к двери и установка на неё обивки.
В нашем цехе собирались кабины. В основном от Бычков, но также были грузовики модели 4331 и пожарные машины. Работали в основном при помощи электродрелей, но кроме того у каждого сборщика было по ящику с необходимыми инструментами и деталями. Дрели подсоединялись к передвижным висячим розетками, которые важно было держать впереди кабины, дабы дрель не отсоединилась из-за движения конвейера.
В качестве конвейера в НКК использовался ПТК-417, разработанный фирмой WEBB (США). Он управлялся релейной автоматикой с контроллерами Siemens.

Касаемо моей работы, было тяжело. Приходилось бегать за конвейером. Нередко моя кабина уезжала в самый конец участка. Кое-как справлялся либо сам, либо с чужой помощью и приходилось нагонять, так как подъезжали новые кабины. Порой приходилось втроём-вчетвером работать в одной кабине.
Большинство рабочих составляли молдаване, было довольно много студентов-первокурсников. На тот момент было ещё достаточно русских мастеров, так сказать старой школы.
Начальником моего участка был осетин Игорь. Довольно весёлый и спокойный мужик. А вот начальником соседнего участка был очень шумный грузин Зураб.
Молдаване хоть и были в цехе в большом количестве, никакой дерзости они себе не позволяли. Были у нас в цеху в также пара солдат-срочников. Так они молдаван только так строили.

Помню еще здорового мужика из Приднестровья. Так он с гордостью заявлял, что он из Приднестровья, а не из Молдавии :)
Молдаване были довольно шумные, но весёлые. Как-то отправили меня с одним из молдаван на отдельную операцию с тележкой. Всё сделали, возвращаемся. Молдаванин предложил мне залезь в тележку и он бы меня прокатил. Что я и сделал. Это было очень весело. Я был словно гонщик формулы 1 в этой телеге.

Первое время уставал очень сильно. Например, приезжая часам к 5 домой, я уже чувствовал дикую усталость и делать уже абсолютно ничего не хотелось. Потом стало попроще. К нашей радости мы с однокурсниками нашли на территории цеха мини-футбольный зал. Решили в пятницу поиграть в футбол. Ох, это было жёстко. Помню, после игры я минут пять не мог оторваться от крана с водой. Приехав домой уснул. Просыпаюсь и вижу темень через окно. Понимаю, что скоро вставать и собираться на работу. Но как же я ужасно себя чувствовал. И все же взглянул на будильник понял, что еще нет и полуночи и что день еще не закончился, а потом до меня дошло, что завтра суббота. Фуф.

К работе потихоньку привык. Всё стало получаться проще. Мой толковый напарник, которого совсем не помню, ушёл. Прислали женщину лет 40-50. Мужики её между собой называли бабулей. Узнал, что она вроде, как инженер на нашем заводе и её прислали для усиления. Это показалось мне очень странным. Почему её? Ещё более удивляло её ответственность и старание помочь производству. Работа у неё была довольно-таки мужская.

На обед мы с однокурсниками с нашей специальности ходили в соседний корпус через дорогу. Он назывался Старый кузовной корпус. Там была ещё и наша раздевалка. Ели бутербродики в коридоре. Обед длился 30 минут.

Работа на конвейере конечно была утомительной. Часто хотелось отдохнуть и схалявить. Долго сидеть на скамейках для отдыха было проблематично. Я был на виду. Поэтому периодически прятался в самих кабинах конвейера. Один раз уснул в ней. Но за это мне доставалось тоже. Мастера могли пошуметь, но все же относились с пониманием.

Ну и всё же черепашьими шагами месяц практики подошёл к концу. Отмучился!
Что можно сказать? Над ЗИЛом уже тогда подшучивали и скептически говорили о нём. Но судя по Новому Кузовному Корпусу образца 2003 года завод представлял действительно серьёзное впечатление и чувствовалось его величие. О скором закрытии предприятия не было и мысли. Если сравнивать с фильмами и статьями о последних годах жизни завода (2010-2013), где показывались самые элитные цеха завода, то Новый Кузовной 2003 года был просто на коне.

Возвращение в Новый кузовной в 2004

После окончания 2 курса МГИУ я решил снова пройти практику на ЗИЛе, в том же самом НКК, что и год назад. Также вместе со мной туда же пошли и несколько ребят с нашего потока, которые год назад также там работали. Прошлым летом, в конце практики, я насобачился прикручивать ручки к дверям и почему-то по наивности подумал, что меня снова поставят на данную операцию, но я ошибся.
Мне досталось гораздо более сложная операция. Надо было копаться в проводах перед движущейся кабиной, а потом внутри кабины приделывать специальный элемент для люка. Работать приходилось исключительно электродрелью, которая по мере движения конвейера периодически вылетала из розетки. Возня с проводкой была нудная и долгая. Если долго не получалось отработать кабину, то она начинала двигаться на меня и приходилось гусём отползать спиной вперёд. Нагрузка на ноги была очень большая. Потихоньку я кое-как приноровился, но дело что всё равно тяжело.

И всё же я был уже более опытным и начал как можно более незаметно не дорабатывать. Долго возился с деталями в ящике, посижывал в сборочной кабине, да и просто отдыхал не скамейке. Мастер моего участка, осетин Игорь, всё это смекнул и предложил мне другую задачу уже не на конвейере. То, что это не конвейер, я сразу автоматом принял на ура. Работа и правда оказалась очень лёгкой. У меня было даже кресло. Мне нужно было следить за погрузчиком и когда он привозил паллеты, то надо было их проверять на наличье нужных в производстве деталей и собирать их в отдельный паллет. Работа эта была гораздо легче, удавалось даже поспать. Мой мастер был рад, что нашёл человека на эту операцию. Я тоже не жаловался. У родственников взял кучу газет Спорт-Экспресс и сидел почитывал их в рабочее время, пока не было погрузчика.

1-2 раза мы с ребятами после рабочего дня ходили играть в футбол в зал в нашем цехе.
Произошел забавный случай. На сборке кабин большей части трудились молдаване и в один момент они все куда-то резко пропали. Мастера и начальство уже на уши встали. Кричали и не могли понять, где же слесари. Я же воспользовался неразберихой, чтобы прогуляться и отдохнуть. И что-то меня потянуло в спортивный зал. И нате! Молдаване оказывается в этот момент дружно играли в футбол. Ну досталось им хорошенько за эту акцию.

Так как меня освободили от конвейера, то вторая половина практики прошла довольно легко.
Однажды, удалось понаблюдать, как отдельно от конвейера полностью собирали автобус. Это было интересно так как наш цех исключительно базировался на сборке кабин.
По моим наблюдениям НКК за год особо не изменился.

Мобилизация в НКК в 2007

В 2007 году я был уже инженером-технологом Управления Транспортных и Складских Технологий. Сидел в одном из кабинетов Инженерного корпуса, рядом находился кабинет Заместителя исполнительного директора завода. Работа не пыльная. Просто небо и земля с веселухой, которая была в 2003-2004. И вот в сентябре 2007 г. мне сообщили, что попадаю под заводскую мобилизацию и в течение месяца буду работать на конвейере в родном НКК. Я, посопротивлялся, но усердствовал в этом, как будто мне было даже немного любопытно туда вернуться.
И вот, я снова в Новом кузовном, в том же самом Цеху сборки кабин. Приняли меня там с небольшим удивлением. Уже не помню, вспомнил ли меня мой бывший мастер, осетин Игорь... И даже не помню, был ли я прикомандирован именно к нему. Возможно, что да. Мой слабенький энтузиазм был уничтожен в первый же день. Все выглядело довольно серым. Общее число рабочих довольно сильно сократилось. Молдаване же численно стали уже выделяться на общем фоне. Было видно, как все деградировало по сравнению с годами практики в НКК в 2003-2004 гг. Ну и конечно же, учитывая, что народа было уже мало, рук не хватало, мне досталось довольно сложная операция и снова приходилось бегать за конвейером.

Кстати, приняли меня с небольшим удивлением. Я пришел сразу после ухода студентов-практикантов и меня конечно же принимали за такого же. Говорили: "Так вы же уже ушли, почему ты здесь?". Справедливости ради я тогда все же ещё был студентом, но у меня уже был последний преддипломный семестр. А через месяц должен был быть гос. экзамен.
Сам Цех сборки кабин уже не чувствовался таким живым, как раньше. Стало меньше работников, меньше общения, меньше работ, активностей и прочего. Всё казалось каким-то серым.
Напарником у меня был молдаванин из Кишинёва, бывший офицер молдавской разведки. Он отличался от многих своих коллег-сограждан. Периодически общались с ним. От него я даже узнал о фильме Онг Бак, который вскоре посмотрел. Я в то время занимался тайским боксом и мне это было особенно интересно. Я, конечно, не старался работать. Была сложная операция, всё получалось медленно, да и ленился я. Можно сказать, что я уже сразу стал ждать окончания своего срока. Как-то даже один раз мой напарник даже вроде стал укорять меня за мою лень в кабине, которую мы собирали. В тот момент в кабине еще находилась молдаванка и она сказала, что я всё правильно делаю и какой смысл мне стараться. Напарник даже спорить не стал.

Каким-то образом я проработал уже 3 недели, а надо было 4, но уже заканчивая третью я понимал, что больше не могу. Также в институте было сказано, что уже надо начинать готовить материалы к госэкзамену и крайне желательно моё присутствие в дневное время. Это перевесило всё. Мои кураторы в Новом кузовном не могли мне дать отгул хотя бы на один день. С ними было не договориться. Пришлось идти к себе в Инженерный корпус, в УТиСТ, где я официально работал и просить, чтобы меня уже забрали с производства. Благо, женщина, которая курировала в нашем управлении все кадровые вопросы очень быстро вошла в моё положение и дала добро. Вместо меня взяли самого молодого сотрудника из Конструкторского отдела нашего подразделения. Ему было в районе 45 лет...

Я навсегда попрощался с могущественным и нелюбимым мной Новым кузовным корпусом.
Правда, с 2019 г. на месте бывшего НКК я буду снимать ностальгические видео про ЗиЛ, которые можно увидеть на моём канале на youtube.