Завод-ВТУЗ при ЗИЛе, МГИУ

Завод имени Лихачёва внес крупный вклад в образовательную деятельность. В 1960 году был основан Завод-втуз при ЗИЛе. Таким образом автогигант ковал для себя и страны квалифицированные кадры. Выпускники учебного заведения становились инженерами, начальниками цехов, управлений и корпусов на ЗИЛе и на других промышленных предприятиях страны. В то время учеба была неразрывна связана с практикой. На Заводе-втузе студенты одну неделю учились, а другую работали на ЗИЛе. Благодаря чему, выпускники имели уже неплохой опыт и отлично были подготовлены к работе на производстве. В зиловском учебном заведении упор был сделан на автомобилестроительные специальности. Литейное производство, сварка, обработка металлов давлением, технология машиностроения, металлорежущие конструкции, автомобиле-и-тракторостроение

В феврале 1962 г. на заводе-втузе были созданы первые 2 факультета: Автомобильный и Механико-технологический. Первый объединял специальности: Автомобили и тракторы, Двигатели внутреннего сгорания. Первым деканом факультета стал Владимир Оттович Шмидт.
Механико-технологический факультет объединял специальности: технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты, машины и технология литейного производства, машины и обработка металлов давлением, металловедение.

В то время в учебное заведение с завода направлялись для преподавательской деятельности ведущие инженеры. Среди которых можно выделить главного конструктора ЗиЛа, Анатолия Маврикиевич Кригера.

В 1964 г был проведен первый набор в аспирантуру.
Первый выпуск из заводского высшего учебного заведения состоялся весной 1966 года. Было выпущено 122 инженера-механика.

В 1971 г. на Заводе-втузе при ЗИЛе была открыта новая специальность "Экономика и организация машиностроительной промышленности". Зиловский институт стал одним их первых из технических вузов, где выпускали инженеров-экономистов.

В 70-е, когда ректором был Александр Иванович Акулов, во ВТУЗ-ЗИЛ влилось большое количество ученых из МВТУ им. Баумана, что дало большой импульс развитию автозаводскому институту. Среди них были такие фамилии, как Миносцев, Авдеев, Алехин, Гулия, Агейкин, Васильева, Палий и др.

В 1976 г появилась новая важная специальность "Машины и технология сварочного производства."

ВТУЗ развивался. Появлялись новые специальности и факультеты, где шло обучение высоким технологиям, направленным в первую очередь на автоматизацию производств, на прикладные науки.
В 1988 году Завод-втуз при ЗИЛе был переименован в МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ).

В 1993 г был открыт прием на специальность "Юриспреденция".



В 1996 г. получил статус университета и стал называться Московским Государственным Индустриальным Университетом (МГИУ).

ЗИЛ отпустил своё детище в самостоятельное плавание, хотя и поддерживал с ним крепкие связи. Многие студенты проходили практику на Заводе им. Лихачёва, а позднее устраивались туда работать. Некоторые сотрудники ЗИЛа вели преподавательскую деятельность во МГИУ.

Во второй половине 90-х университет на Автозаводской насчитывал уже четыре основных образовательных факультета.

Старейшим и крупнейшим во МГИУ был Автомобильный Факультет. Он включал в себя следующие специальности:

Вероятно самым престижным во МГИУ был Факультет Прикладной Математики и Технической Физики. Он был образован в 1995 году. Первым его деканом был заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН и МАН ВШ, доктор физико-математических наук, профессор В.П. Алехин.
Факультет включал в себя специальности:

Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий был образован в 1991 году и имел 4 специальности.

В 1996 во МГИУ появился Гуманитарный Факультет, в последствии получивший название юридический.

Занятие по физической воспитанию в зиловском учебном заведении проходили на стадионе Торпедо. Благодаря чему, многие студенты болели за эту команду. Молодёжь так или иначе была пропитана автозаводским духом.

В 2014 г. МГИУ перестал быть самостоятельной учебной единицей, а вошёл в состав МАМИ, а вскоре и сам МАМИ вошёл в состав Московского Политеха.

Кроме высшего учебного заведения ЗИЛ основал и средне специальное заведение, Московский автомеханический техникум, который давал заводу ценных работников. Среди техникумов, а позднее колледжей Москвы зиловский техникум считался одним из самых престижных.