История завода ЗИЛ

Завод ЗИЛ основан в 1916 году, еще во времена Российской империи, под названием АМО. Основателями предприятия стали купцы, братья Рябушинские. На заводе стали выпускаться грузовики "Ф-15" по лицензии итальянской фирмы FIAT. Первым директором АМО стал Бондарев Дмитрий Дмитриевич. Однако, в развивающуюся деятельность завода вмешалась тяжелая политическая ситуация, связанная с революциями и последующей гражданской войной.
В 1918 г. предприятие АМО было национализировано. Однако, не смотря на все внутренние и внешние политические проблемы связи с итальянским заводом не были потеряны.

В 1924 г. на заводе был собран первый отечественный грузовик АМО Ф-15 (1,5 т.) системы "Фиат". В том же году на базе завода была образована футбольная команда, которая в последствии станет называться Торпедо. Через 4 года был выпущен тысячный автомобиль АМО Ф-15.

В 1927 г. директором завода стал Иван Алексеевич Лихачёв. Начинается новая эпоха в развитии предприятия. В честь Лихачёва завод получит своё название ЗИЛ в 1956 г., после его смерти. До этого предприятие с 1931 г. называлось ЗИС, Завод имени Сталина.

В 1931 г. на заводе ЗИС запущен первый отечественный сборочный автоконвейер.
В 1933 г. выпущен ЗИС-5, легендарный зиловский грузовик, который станет одним из главных автомобилей Советской Армии во время Великой Отечественной Войны.

ЗИС также вносит вклад и в культурное развитие столицы. В 1937 г. заводом на Восточной улице открыт Дворец Культуры. В его стенах начинают заниматься разнообразные коллективы художественной самодеятельности.

В 1941 г. начинается Великая Отечественная Война. Большое число работников завода отправляется воевать на фронт. А на сам завод выпадает огромная ответственность по изготовлению автомобилей и другой продукции для нужд фронта. С этой задачей ЗИС справился на ура. В 1941 г. заводу пришлось пережить крупный немецкий авианалёт. Работники ЗИСа были награждены за выпуск минометного вооружения, сам завод был награжден первым орденом Ленина за выпуск оборонной продукции и орденом Трудового Красного Знамени за выполнение заказов фронта.
129 автозаводцев были награждены орденами и медалями за успехи в производстве стрелкового вооружения.
23 работника завода награждены орденами и медалями за выполнение заданий ГКО по производству боеприпасов.

В 50-е годы завод ещё сильнее расширяет спектр выпускаемой продукции. ЗИС начинает выпускать холодильники и велосипеды.
В 1956 завод получает новое название в честь своего бывшего заслуженного директора, Ивана Алексеевича Лихачёва. В 1958 г. И.А. Лихачеву торжественно открыт памятник у второй проходной завода.

В 1959 г. ЗИЛ делает крупный вклад в отечественный спорт, благодаря открытию стадиона Торпедо на Восточной улице, а годом позднее основывает Завод-втуз при ЗИЛе. Таким образом делая ценный шаг в развитии образовательной деятельности в Москве.

В 1962 г. выпущен легендарный ЗИЛ-130. В 1966 г. автомобили данные автомобили начинаются экспортироваться в страны социалистического содружества.

В 1981 г. ЗИЛ делает крупный вклад в здравоохранение столицы. Завод открывает современную многопрофильную больницу, которая стала одной из лучших в Москве.

Развал СССР и смена экономического курса очень сильно ударили по заводу. ЗИЛ был приватизирован. Продукция завода стала менее востребованной.
В 1994 был выпущен новый среднетонажный автомобиль ЗИЛ-53012, более известный, как "Бычок". На него возлагались большие надежды, которые все же не оправдались.
Продукция завода начала падать, начались задержки зарплаты. В 2000-е годы для завода начались поистине тяжелые времена. В результате в 2013 г. производство на ЗИЛе было остановлено. После чего он работал скорее номинально, а уже в 2016 , в год своего столетия, завод был закрыт. Ушла целая эпоха отечественной промышленности.

Завод ЗИЛ внёс огромный вклад в отечественное автомобилестроение. Но также оставил ценные подарки Москве в лице больницы, дворца культуры, стадиона, университета и техникума.

Подборка материалов по истории ЗИЛа

Материалы на историческом сайте historbook

Статьи на нашем партнёрском сайте: