Конвейер в Новом Кузовном Корпусе завода ЗИЛ



В Новом Кузовном Корпусе завода ЗИЛ использовался подвесной толкающий конвейер ПТК-417, стандарт которого был разработан американской компанией WEBB.

Управлялся данный конвейер релейной автоматикой.
Элементами схемы ПТК-417 являлись пульты управления, остановы, датчики, выключатели положения и электромагниты.

Подвесные толкающие конвейеры - комплексные автоматизированные транспортные линии, предназначенные для бесперегрузочной доставки грузов при помощи автоматической системы адресcования, а также для создания автоматизированных подвесных складов. Успешно используются на предприятиях различных отраслей промышленности, агропромышленного комплекса и в сфере обслуживания.

В комплект оборудования подвесных толкающих конвейеров входят:

Система управления, кроме управления механизмами конвейера и контроля их работы, обеспечения автоматического адресования грузов, также управляет грузопотоками, сбором и обработкой информации о них с последующей передачей этой информации в автоматизированные системы управления технологическими процессами и производством.

На ЗИЛе работали подвесные толкающие конвейеры (ПТК) стандарта WEBB различных производителей. Конвейерные системы такого типа впервые были разработаны американской фирмой WEBB. Потом и другие предприятия стали выпускать подобное оборудование, наиболее отвечающее технологическим потребностям автомобильных заводов того времени, например, итальянские фирмы FATA и Pianelli Traversa, французская CFC, немецкие заводы.

Описание работы конвейера

Рассмотрим работу конвейера ПТК-417, управляемого релейной автоматикой.


На схеме выше представлена схема расположения элементов конвейера ПТК.
Подвеска с кабиной в результате перемещения приходит на останов 417-9 и складируется на нем. Если впереди стоящий останов 417-8 свободен то есть в данный момент на нем нет сцепа, то на него с останова 417-9 может прийти только одна порожняя подвеска. Эта информация приходит от датчика останова 417-8 (SQ8).

Останов 417-8 нормально закрыт. Наличие сцепа на останов контролируется датчиком останова, взаимодействующим с сигнальным пальцем, установленным на второй тележке сцепа.

Прибывший на останов 417-8 сцеп, даже при наличии свободных впереди стоящих остановов, должен находится на нем минимум 5 секунд. В целях безопасности навеска какого-либо изделия например двери или кабины на останове 417-8 должна быть запрещена. Когда на останов приходит подвеска, то срабатывает датчик данного останова, тем самым он сигнализирует о том, что сцеп с предыдущего останова не сможет переместиться на данный останов, пока он не станет свободен. Он освободится, когда сцеп с предшествующего останова перейдет на следующую позицию. После чего датчик останова с которого только, что ушла подвеска отключается и это значит, что он свободен для следующего сцепа.

С останова 417-8 подвеска переходит на свободный останов 417-7. Здесь на нее осуществляется навеска изделия. С него сцеп с изделием приходит на 417-6 и так далее до останова 417-5, который имеет пульт управления № 2 (ПУ-2).
На пульте управления имеется кнопка SB2, нажатием которой останов открывается и тем самым разрешает сцепу с изделием перемещение на следующую позицию.

Останов 417-5 переключателем SA1 на ПУ-2 переводит в положение “ручной режим”, то есть выход сцепа с данного останова может производится только по сигналу от нажатия кнопки SB2 на ПУ-2 и наличии свободного впереди стоящего останова. После того, как необходимость работы с останова 417-5 отпадает, то переключатель на ПУ-2 переводится в положение “Автоматическое управление”. Далее сцеп приходит на останов 417-4. После того как на него завершится навеска изделия на данной позиции он переместится на останов 417-3. С которого подвеска после загрузки на нее узлов перейдет на останов 417-2. Останов 417-2 в исходном положении закрыт. Положение “ножа” при закрытом останове контролируется датчиком ДК-1 (SQ1). Перед остановом 417-2, с левой стороны по ходу движения, устанавливается кодирующее устройство КУ.

Кодирующее устройство предназначено для преобразования информации в сигнал или совокупность сигналов в соответствии с определённым кодом. Без этого устройства невозможно закодировать информацию для дальнейшего её прохождения в зашифрованном виде понятном для других устройств.

На останове 417-2 все загруженные сцепы кодируются. Кодирование производится включением соответствующего переключателя на пульте управления № 1 ПУ-1, чем задается соответствующий маршрут движения:
- Окраска;
- Запчасти;
- Ремонт.

На ПУ-1 имеется три кнопки и три переключателя. Первая кнопка SB отвечает за ввод адреса для подвески. После нажатия на данную кнопку оператор должен будет выбрать маршрут движения сцепа осуществив операцию над одним из переключателей, каждый из которых отвечает за соответствующий путь подвески: или в цех окраски, или в запчасти, или в ремонт. За маршрут в цех окраски отвечает переключатель SA2, за перемещение в запчасти отвечает переключатель SA3, а за транспортировку в ремонт переключатель SA4. После чего оператор нажимает на одну из двух других кнопок.

Вторая кнопка SB1 отвечает за отправление с останова. То есть после нажатия на данную кнопку оператор разрешит подвеске с изделием перемещение на останов 417-1.

Третья кнопка SBA служит для сброса ошибочного адреса.

Выход загруженного сцепа с останова 417-2 производится после кодирования и проверки записи кода, а так же при наличии свободного места для складирования на останове 417-1, т.е. получении сигнала от датчика ДТ-2(SQ). Этот датчик взаимодействует с сигнальным пальцем, установленным на второй тележке сцепа. Порядок выхода сцепов с останова 417-1 через стрелку сохраняется прежним.

Шкаф управления

Шкаф автоматического управления (ШАУ) предназначен для управления работой и защиты от аварий конвейера ПТК. Для этого в нем расположены соответствующие элементы, описание которых приведено ниже.

ШАУ (шкаф автоматического управления) в высоту - 8 метров, а в ширину – 6 метров. В шкафу управления расположены следующие элементы: зажим наборный (X1), реле (К1-К14,КТ,КА), переключатель универсальный (SA), трансформатор (Т), выключатель автоматический (SF1,SF2), рубильник (Q), предохранитель (FU). На двери шкафа установлены три лампочки (HL, HL3, HL4). Около каждой из них есть соответствующие надписи. Лампочка HL имеет рядом надпись “Сеть”. Если она горит, то сигнализирует, что шкаф управления подключен к сети и функционирует. Лампочка HL3 имеет надпись “Сработали ловители”. Ловители срабатывают в аварийной ситуации на ПТК. Лампочка HL4 имеет надпись “ПТК включен”. Данная лампочка должна гореть во время работы конвейера.

В наборный зажим идут провода и кабели от всех датчиков, электромагнитов, пультов управления и кодирующего устройства конвейера ПТК через коробы, которых в свою очередь три.

Рубильник Q служит для запуска подвесного толкающего конвейера.
Предохранитель FU служит для защиты трансформатора от перегорания.
Трансформатор преобразует напряжение 380В. на 110В. Реле К являются элементами управления. Главной задачей автоматических выключателей SF является защита от перегрузок по току и защита от токов короткого замыкания в сети. Автоматы обеспечивают эти функции путем быстрого размыкания цепи питания электроустановок. Автоматические выключатели с устройством защитного отключения осуществляют защиту от контактного напряжения, риска поражения электрическим током, пожаров (в случае нарушения изоляции).