Торпедо - футбольный клуб завода ЗИЛ

Датой основания клуба считается 1924. Тогда была создана футбольная команда РДПК, в которую вошла рабочая молодёжь заводов юга Москвы, в том числе и АМО. В 1930 клуб был ликвидирован и вместо него был создан футбольный коллектив завода АМО с одноименным названием. Позднее был переименован в ЗиС.
В 1936 году по инициативе директора завода Ивана Алексеевича Лихачёва на основе спортивных кружков завода ЗиС было создано Спортивное общество Торпедо.

В 1959 г. в районе метро Автозаводская, на Восточной улице, был построен стадион "Торпедо".
Кроме футбольного клуба там также базировались клубы бокса и греко-римской борьбы. Позже там стала выступать и регбийная команда.

Футбольный клуб Торпедо трижды становился чемпионом СССР и 7 раз обладателем кубка страны, 6 раз в советский период и 1 раз в российский.
Торпедо регулярно выступало в еврокубках и даже в 1992 году выбивало из Кубка УЕФА Манчестер Юнайтед, которым руководил легендарный Алекс Фергюсон.

Неудивительно, что за Торпедо в основном болели работники завода ЗИЛ и другие автомобилисты, но времена менялись и у клуба появлялись болельщики из самых разных отраслей и слоёв общества.

В 90-е настали времена, когда заводу из-за тяжелого финансового положения стало крайне тяжело содержать серьёзную футбольную команду. Тогдашний президент клуба и по совместительству зам. технического директора АМО ЗИЛ Владимир Носов в 1996 году обронил фразу "Умирать будем вместе с заводом". Правда, до этого не дошло, а выход был найден в продаже Торпедо новому владельцу, Лужникам. Стадион и база Торпедо при этом остались в ведомстве ЗИЛа.
Однако, связь Торпедо и ЗИЛа на этом не оборвалась. В 1997 году ген. директором завода стал Валерий Носов, брат Владимира и также болельщик Торпедо. Было принято создать новую команду на базе завода, которая получила название Торпедо-ЗИЛ.

В 2000 году Торпедо-ЗИЛ завоевал право играть в Высшем дивизионе Чемпионата России. Однако, с уходом Валерия Носова с поста директора завода, в декабре 2002 года ЗИЛу на время пришлось вновь отказаться от Торпедо. Уже в следующем году заводская команда возродилась и по началу выступала в КФК, в 2005 году она вновь вышла во Второй дивизион. Некоторое время клуб назывался Торпедо-РГ, в честь спонсора, "Российской газеты" (РГ). В 2009 году клуб вновь стал именоваться Торпедо-ЗИЛ. Правда, ЗИЛ уже не оказывал такой большой поддержки, как раньше, хоть и являлся владельцем клуба.

В те времена существовало Торпедо и Торпедо-ЗИЛ, два московских клуба и постоянно шли разговоры об их объединении. Фактически, это произошло в 2011 году, когда было принято решение о закрытии клуба Торпедо-ЗИЛ. С тех пор стало выступать только одно Торпедо и его владельцем был завод имени Лихачёва.

В 2014 году после долгого перерыва Торпедо вышло в Премьер-Лигу. Однако, крупный успех вскоре вылился в катастрофу. В 2015 Торпедо вылетело из Премьер-Лиги и смогло позволить себе лишь участие в ПФЛ (третья по силе лига России). В 2016 году ЗИЛ, как завод, закрылся, а в следующем году уже являясь лишь номинальной организацией, окончательно отказался от команды. Однако, болельщики Торпедо, независимо от их рода деятельности до сих называют себя по традиции автозаводцами и часто позиционируют себя, как рабочий класс.

С трибун стадиона от поклонников Торпедо регулярно слышны следующие кричалки: "На свете есть одна лишь сила - супер клуб завода ЗИЛа - Торпедо Москва!" или "Атас, а веселей рабочий класс..."

Читайте также:

Видео



Торпедо в других видах спорта