Вклад ЗИЛа в китайский автопром



В настоящее время Китай является мировым лидером по производству автомобилей. Однако китайский автопром имеет довольно молодую историю, которой немногим более полувека. На самой заре его становления огромный вклад в его развитие внёс Завод ЗИЛ.

В 1953 году советское правительство приняло решение об оказании помощи Китайской Народной Республике в строительстве первого автомобильного завода.

По условиям соглашения между СССР и КНР большая группа советских специалистов, главным образом с Московского автозавода, была командирована в Чанчунь для оказания технической помощи в монтаже и наладке оборудования и в освоении производства. Всего Московский автозавод в 1953−1956 годах командировал на завод в Китай 134 человека (112 ИТР и 22 рабочих) − самых высококвалифицированных своих работников, среди них такие ведущие инженеры, как А.И. Шмелев, В.Г. Пашкин и многие другие. Группу советских специалистов в Чанчуне возглавил инженер Б.И. Сигачев, в июне 1956 года на смену ему прибыл начальник производства Московского автозавода А.В. Кузнецов, который работал до завершения строительства завода. Лучшие люди завода отдавали свои силы и знания первенцу автомобилестроения нового Китая.

Кроме того, китайские специалисты в этот период проходили правктику на заводе ЗиЛ.
Подробнее...

На протяжении всего периода строительства завода в Чанчуне работал Г.А. Феста, который помог организовать Отдел главного конструктора и подготовить кадры китайских конструкторов-автомобилистов.
Советские специалисты, находясь в Чанчуне, не только выполняли свои прямые служебные обязанности, но и организовали широкое обучение китайских рабочих непосредственно на производстве, в по вседневной работе. В 1954−1956 годах советскими инженерами и техниками было прочитано около 1 500 лекций и докладов.

В 1956 году для автозавода в КНР был построен лонжеронный пресс №1. Его сборка и испытание проводились в машинном зале ТЭЦ-ЗИЛ.

Совместные усилия советских и китайских специалистов позволили успешно решить технические и организационные вопросы, в короткий срок наладить ритмичный выпуск машин и выполнить план 1956 года, по автомобилям на 133%.

Проходная завода в Чанчуне была полностью идентична проходной ЗИЛа. А производимый на предприятии грузовик «Цзефан» стал копией советского ЗИС-150

На митинге, посвященном официальному пуску завода 15 октября 1956 года, китайские руководители горячо благодарили советский народ за оказанную помощь. Были зачитаны благодарственные письма Московскому автозаводу, строительным и монтажным организациям Советского Союза. В знак особой признательности коллектив Чанчуньского завода передал московским автозаводцам один из первых автомобилей.

Рабочий поэт Чанчуньского завода
посвятил советским специалистам стихи:
Так ты всегда работал,
Наш цех поливая потом.
Потомкам твоим, моя Родина-мать,
Хочу я такие слова сказать:
Помните!
Наша земля, наша страна
Потом русских друзей
Щедро окроплена!

А вот что писали в своем приветственном письме чанчуньские автозаводцы: «Коллектив нашего завода искренне благодарен Советскому Союзу за оказанную нашему заводу помощь и никогда не забудет советских специалистов и весь коллектив завода имени И.А. Лихачёва, которые, не щадя сил, отдавали свой труд делу нашего завода».
Тысячи таких писем и телеграмм со словами благодарности, красные знамена и вымпелы хранятся у автозаводцев. Только инженер Г.Р. Милейников, несколько месяцев проведший в Китае, получил за пять лет около 400 писем из КНР. Многие автозаводцы награждены китайскими орденами, медалями, свидетельствами, подписанными китайскими руководителями, за самоотверженный труд при сооружении Чанчуньского завода.

В натоящее время Чанчуньский завод носит название China FAW Group. Данное предприятие в списке крупнейших компаний мира Fortune Global 500 за 2022 год заняло 79-е место. По объёмам производства автомобилей FAW занимает второе место в Китае после SAIC Motor, в 2021 году доля на рынке составляла 13,8%.

Читайте также:
Стажировка китайцев на ЗиЛе (1955-1956)

Источник: Завод и Люди 1916 - 2016. Том 1. Авторы: Владимир Григорьевич Мазепа, Максим Александрович Шелепенков. Под редакцией М.А. Шелепенкова, А.В. Курковой. – Москва: Московский политехнический университет, 2016.