Работа в разрушенном цехе ЗиЛа

В 2007 году на заводе активно обсуждали его будущее. Были разные версии его судьбы. Но чаще всего говорили, что часть корпусов будет снесена, а территория отдана городу под застройку.

Впервые снос зданий ЗиЛа я увидел в январе 2008 года. Тогда завод еще казалось был на плаву и о его закрытии не было и речи. В то время я трудился в Управлении Транспортных и Складских Технологий инженером-технологом и меня периодически отправляли в разные цеха делать фотографию рабочего дня заводской техники. В основном это были погрузчики. Надо было записывать в блокнот операции выполняемые погрузчиком в хронометрическом порядке.

Для этих целей меня посылали в разные корпуса. В январе 2008 г меня отправили следить за погрузчиком в один из корпусов, название которого не помню. Здание это было довольно большое. Я искал вход в него и тут я заметил, что данный корпус сносят. Немного стало не по себе. Неужели именно туда надо идти?

Я побродил и нашел вход. Место, которое сносили было далековато от входа. Это обнадеживало.

И вот я захожу внутрь, но не вижу ничего дельного. Людей нет, рабочих процессов не видно и не слышно. Кроме того, было темновато. Я заметил длиннющий коридор и пошел вдоль него. Вероятно, в конце него должны были вестись работы. Шел довольно долго. Все напоминало какой-то фантастический фильм. Было как-то жутковато. Людей нет, тишина, разруха. Пройдя определенно расстояние, я все же услышал работу погрузчика. Я шел, но все же следов реального рабочего цеха не было видно.

Дошел до конца и наконец увидел, что-то похожее на место, где есть какие-то следы работы. Там уже было какое то освещение. Справа был какой то рабочий участок. Там стояло несколько рабочих, они общались.

Надо было дождаться погрузчика, чтобы хотя бы спросить у водителя про его работу, а в идеале записать хронометраж его работы.

Но уже было определенно ясно, что кипучей деятельности тут нет и близко. Пока ждал погрузчик, я разглядывал цех. Выглядело все удручающе и запушено. На стенах с трудом проглядывались старые плакаты и чуть ли не транспаранты из советских времен.

Вскоре погрузчик появился и остановился. Я подошел к водителю. Собрал кое-какие скудные сведения о его работе за сегодня и покинул. Уже не помню, что по моему отчету сказало руководство, но это и не важно.

Тот разрушенный цех ярко запомнился в моей памяти. Он стал символом развала великого автогиганта. Да и страшен был не сам цех, как таковой. Разруха царила в головах. Ведь зачем меня вообще отправили следить за работой погрузчика. Неужели не было известно о состоянии того корпуса? И мало того, меня еще дважды туда отправляли. Не помог и тот мой отчет.

Один раз я просто прогулялся мимо того объекта и что-то придумал для начальства. В другой раз отказался. Это закончилось небольшим конфликтом, но это уже не имело никакого значения. Завод ЗиЛ я решил покинуть. Перспективы там не было никакой.

В следующем году на заводе начались массовые задержки зарплаты. ЗиЛ перешел на трехдневный режим работы. А уже в 2013 на заводе остановилось производство. В 2016 ЗиЛ закрылся окончательно.