Люди! Не ходите на ЗиЛ!

Автор: amozilnet.narod.ru

От редакции сайта: То, что данная статья опубликована на нашем сайте не значит, что мы поддерживаем её автора. В первую очередь сама статья написана непосредственным работником завода и в этом её ценность. Автором статьи является бывший выпускник МГИУ (так же, как и владелец сайта). Имя данного человека нам не известно, но по всей видимости он с большим уважением относился к бывшему автогиганту, ориентируясь на былые его заслуги и поэтому пошёл туда работать. Но как нередко бывает у молодых и впечатлительных людей, ожидания далеко не совпали с реальностью. Отсюда и такой негативный характер статьи. Но все же автор довольно подробно объяснил негативные моменты работы на заводе, которые проявились ещё не в самый худший период существования ЗиЛа (1998-2000). Также нельзя не учитывать экономический кризис 1998 года для более полного понимания общей картины.


Хочу поделиться опытом работы на ЗиЛе и особенно, предупредить молодых людей, особенно выпускников МГИУ, МАДИ, МАМИ и тому подобных вузов и технических колледжей. Я обращаюсь к тем зиловцам, которые каким-то образом зашли на эту страничку. Также я обращаюсь к людям, ищущим работу и надеющимся заработать деньги. Молчать дальше я уже не могу. Не повторяйте чужих ошибок. Вот моя история.

В 1998 году после института я устроился работать на ЗиЛ. Меня пригласили в одно не самое плохое подразделение с не самыми плохими условиями работы. Еще с момента моего первого прихода в отдел кадров мне начали расхваливать предприятие на все лады. Пообещали многое, даже отсрочку от армии. А на дворе был конец августа, грянул знаменитый кризис, работу не найти. На первый взгляд, устроился удачнее некуда. В то время СМИ трубили о поддержке промышленности правительством Москвы. В частности, много говорилось о росте производства на ЗиЛе, о переходе на новую продукцию, и т.п. По началу было в какой-то степени интересно (как и все новое). Периодически мне приходилось сталкиваться с работой, имевшей не самое прямое отношение к моей специальности (по указанию начальства), за которую еще и не платили. Немного ознакомившись с деятельностью того подразделения, в котором работал, пришел к выводу, что уровень проводимых работ был значительно ниже даже моего дипломного проекта, я даже удивился, неужели ради этого надо было 5 лет вкалывать в институте, как негр. Даже современной (относительно) компьютерной техники на заводе крайне мало. По результатам данных работ никто из начальства (насколько я знаю) не принимал никаких решений, направленных на повышение качества продукции, снижение себестоимости, и др. Работой загружают очень неравномерно: то вкалываем, как негры, то месяцами груши околачиваем. Стимула к повышению профессиональных навыков нет никакого, скорее можно окончательно потерять квалификацию.

Через несколько месяцев начал доставать военкомат. Я первым делом, пошел к начальству на предмет выяснения механизма отсрочки от призыва. А оно тут же в кусты... Далее я выяснил, что ЗиЛ не значится в списке предприятий, где такая отсрочка предоставляется, хотя меня заверяли, что он туда недавно включен. Призвать, правда, не призвали, но от самого факта такого обмана у меня надолго остался неприятный осадок :(.

Еще я столкнулся с наплевательским отношением к технике безопасности. Во многих местах грузоподъемные машины, тельферы и т.п. не аттестованы, даты испытаний просрочены иной раз на несколько лет, состояние чалок для подъема грузов не внушает никакого доверия (не дай Бог, оборвется под тяжестью груза, и гарантирован несчастный случай, возможно со смертельным исходом). За все время моей работы никто не занимался проверкой их надежности. Да и на других видах оборудования без опаски трудно работать - его никто не обслуживает (этим тоже уже некому заниматься), самим все приходится делать. На мелкие отказы практически никто не обращает внимания, начальство чешется, когда ситуация близка к аварийной . Само оборудование уже очень старое, требует замены, а денег на это нет (подробно об этом - см. следующий абзац). Ремонт здания не проводился очень давно (не знаю, сколько лет), крыша течет, заливает помещения, из-за этого приходит в негодность оборудование, несколько раз происходило короткое замыкание в электропроводке, в позапрошлом году произошел пожар.

Финансовые дела.... Эта тема, которую на ЗиЛе можно обсуждать едва ли не вечно. Задержки зарплаты - настолько обычное явление, что если они не превышают 1.5-2 месяца, на них почти никто не обращает никакого внимания. Правда, как мне говорили, в 1994-1995-м годах они составляли аж 8(!) месяцев. Сама зарплата (в долларах по текущему курсу; данные приблизительные) у меня составляла: в сентябре 1998 года - $40, в сентябре 1999 года - $50, в сентябре 2000 года - $75, в конце того же года - $120. До поры до времени меня это устраивало: вроде как молодой специалист, больше все равно нигде не предложат, тем более после кризиса. Но когда я случайно узнал, сколько получают мои бывшие однокурсники, которые устроились работать не по специальности, то понял, насколько смехотворна моя зарплата. Да еще и выплачивают с такими задержками - за декабрь прошлого года с нами рассчитались только после 8 марта :-(. При таких доходах можно только существовать. Ни о каком самосовершенствовании, ни о каком благосостоянии, ни о каком обустройстве личной жизни и речи идти не может, хотя мне уже "далеко за 20". Девушкам стыдно говорить, сколько я зарабатываю. Даже расчет при увольнении люди не могут получить по 2 и более месяца. Единственное, что спасает - это сокращенный рабочий день - возможность хоть где-нибудь дополнительно подработать, и редкие сверхурочные работы. При всем при этом спрос на зиловскую технику есть, в том числе и на тяжелую, склад готовой продукции на пойме пуст, "Бычки" вообще раскупаются на ура, чуть ли не по предоплате. Но в то же время постоянно на сводках слышна фраза "денег на заводе нет". На зарплату в последнее время часто берутся кредиты. Месячный план выпуска готовой продукции выполняется на 65-70% (в лучшем случае) - на комплектующие денег, оказывается, тоже нет. Для преодоления порога безубыточности требуется выпускать не менее 35-40 тыс. автомобилей ежегодно, в прошлом же году выпущено около 26 тыс. В то же время футбольная команда "Торпедо-ЗиЛ" в конце прошлого года (по слухам на заводе) сменила главного тренера и купила трех игроков, в начале этого года - еще трех. Если учесть, что самый захудалый игрок стоит примерно $700 тыс., а тренер - около $3-5 млн., то можно сделать вывод, что на футбол было выделено по самым грубым прикидкам не менее $7 млн. На территории завода, за моторным корпусом возводятся бетонные заборы непонятного назначения. Кроме того с февраля 2000-го по февраль 2001-го года проходил кругосветный автопробег по маршруту Москва - Якутск - Уэлен - Северная Америка - Европа - Москва (подробности на www.shparo.ru), в организации которого ЗиЛ принимал далеко не последнее участие. Откуда деньги? Напрашивается вывод, что на заводе имеет место нецелевое использование средств и их разбазаривание.

Недавно в журнале "Работа&Зарплата" увидел объявление о вакансиях на ЗиЛе. Позвонил (с мобильного телефона) в центральный отдел кадров, спросил, как обстоят на заводе дела. Мне ответили, что все нормально, средняя зарплата по заводу 4500 рублей, выплачивается без задержек, идет рост производства, и др. Мне стало так противно, что я не дослушал до конца и разорвал связь. Наглость, переходящая все границы.

Генерального директора (Носова В.Б.) многие рядовые сотрудники ненавидят, считают (весьма справедливо), что он и его команда довели завод до ручки, а ему контракт еще на год продлили, хотя он истек еще в 2000-м году. Он к нам пришел с шарикоподшипникового завода, который при нем дошел до такого же состояния, как ЗиЛ сейчас, а тот завод сегодня вошел в десятку самых динамично развивающихся предприятий Москвы. Стиль руководства совершенно непонятен. На заводе нет ни организационной, ни кадровой, ни финансовой, ни технической политики. Видны только какие-то бессмысленные шарахания из стороны в сторону. Модельный ряд как таковой отсутствует. С конвейера сходят машины, имеющие мало общих признаков, унификация моделей плохо развита, номенклатура комплектующих огромная, накладные расходы - не меньше.

Естественно, народ не может на все это безучастно смотреть. То в одном, то в другом цехе периодически вспыхивают забастовки, в основном из-за несвоевременной выплаты зарплаты. Сразу после них деньги на зарплату находятся (откуда?!). Разговор с их организаторами короткий - увольнение. Да и по собственному желанию с завода уходит каждую неделю едва ли не по 800 человек - кому охота все это выносить за такие гроши. Начнешь что-то требовать - начальство говорит: "Не нравится - уходи". Каково людям, проработавшим на заводе 30, 40 и более лет (а таких немало). Многие бюро и участки насчитывают не более 3-4 человек (в годы застоя - на порядок больше), да и те в основном, пенсионеры. Сокращения происходят ежегодно, уже разогнали почти всех, кого можно и кого нельзя. Молодежь в подавляющем большинстве - студенты МГИУ и те, кому деваться некуда. На конвейере работают одни временные рабочие (украинцы, молдаване), которых также обманывают, как и меня.

Исходя из всего увиденного и услышанного, я понял, что:
На ЗиЛе нет никаких перспектив для дальнейшей работы;
Размер заработной платы позволяет разве что не умереть с голоду, и то если платят более-менее регулярно; Через несколько лет такой "работы" запросто потерять квалификацию и соответственно, конкурентоспособность на рынке труда (по основной специальности);
Работа на многих видах оборудования сопряжена с большим риском из-за его сильной изношенности и, вследствие этого, невозможности соблюдения правил техники безопасности;
Руководство завода ни в чем не заинтересовано и, как складывается впечатление, не способно вывести завод из кризиса (а скорее всего, хочет его окончательно угробить);
Молодежь на ЗиЛ практически не идет, через несколько лет пенсионеры уйдут и вот тогда на заводе наступит полный п....ц.

Можно еще долго перечислять все, с чем мне пришлось столкнуться на ЗиЛе за неполных 3 года, да не хочется много места на сервере занимать. Я уже сделал для себя соответствующие выводы. Сейчас меняю специальность (на какую - не скажу), что будет дальше - посмотрим. Одно уже ясно: за время работы на ЗиЛе мои личные убытки составили:

Я не заработал (по сравнению с тем, сколько можно заработать с моей новой специальностью) от $10 тыс. до $35тыс. За такие деньги не грех и судиться. Те гроши, которые я получал, нередко выплачивались не в рабочее время, иной раз после 8-9 часов вечера;

Я не устроил свою личную жизнь, хотя уже давно пора, да не на что. Не всякая девушка захочет общаться с таким молодым человеком, который зарабатывает копейки; Я не сумел раскрыть и развить свой интеллектуальный потенциал, полученный за 5 лет обучения в вузе, работая по своей основной специальности. Более того, я потерял стимул к этому, так как если у человека нет перспектив и его интересует только кусок хлеба (в данном случае - вопрос: "когда будет зарплата") - он становится готов на все махнуть рукой (Адольф Гитлер, "Моя борьба");

На ЗиЛе я не останусь, этот вопрос должен решиться в ближайшие 2-3 месяца. Я намеренно не включил в текст имена, номера, должности, специальности, названия подразделений и того, чем приходилось заниматься, так как ОНИ (руководство) критику воспринимать не способны, их действия в случае, если этот материал до них дойдет, непредсказуемы, ожидать от них можно все, что угодно, а мне еще жить и жить. Еще раз говорю: не рассчитывайте на то, что здесь можно заработать - это иллюзия. Желаю успехов всем в поисках работы!

Источник: https://amozilnet.narod.ru