Рабочий день главного конструктора ЗИЛа А.М. Кригера

Анатолий Маврикиевич Кригер - главный конструктор завода ЗИЛ с 1954 по 1982 г. Разработчик грузовых автомобилей ЗИЛ-157, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и других. Фактически является создателем первого КАМАЗа (ЗИЛ-170).

31 мая 1979 года, четверг (из дневника)

Практически большую часть дня по служебным делам провел вместе с главным конструктором завода А.М. Кригером, поэтому представилась возможность увидеть «текучку» на его уровне.

⚙ 8:30 - Встретились с ним на лестнице, что под аркой. По пути к кабинету А.М. начал рассказывать о вчерашней поездке в государственный отраслевой комитет по поводу ТЭО ЗИЛ-169; он был там вместе с П.Д. Бородиным и Сергеем Александровичем Колониным, начальником Проектного управления; на заседании кроме зиловцев было 6 академиков, в том числе председатель ГЭК; общий «счет» 3:3; настроена комиссия плохо…

⚙ 8:33 - У входа в кабинет А.М. столкнулся с т. Ю.В. Исполатовым (НИС); Ю.В. напомнил, что завтра юбилей одного из руководителей военной приемки – представителя заказчика; нужен приветственный адрес и желательна поездка главного конструктора.

⚙ 8:36–8:44 - А.М. в своем кабинете с Исполатовым и Голодовским; снова о приветственном адресе и поездке; А.М. смотрит на свой календарь-памятку и говорит, что завтра встреча у министра, поехать не сможет; поручает это Исполатову; обычные в этом случае угрозы: «Не могу. Не тот уровень. Что скажут и т.д.».

⚙ 8:46-9:00 - Входят в кабинет Г.А. Феста и В.З. Киселëв. Интересует вчерашняя встреча в Госплане; краткий рассказ А.М. с резюме: «Таким образом, ничья. Через неделю решили собраться еще раз!».

⚙ 9:04–9:25 - В КБ 2-осных автомобилей (Г.А. Феста, В.З. Киселëв, Евгений Фëдорович Степутенков – руководитель конструкторской группы). Как «лечить» раму автомобиля ЗИЛ-9Э169В6(В1) в связи с деформацией верхних полок лонжеронов? В.З. Киселëв докладывает о введении усилителей лонжеронов от заднего конца лонжеронов до зоны поперечины № 2 (под задней опорой кабины); к настоящему времени разработаны эскизы; все изучили их; введение усилителей по пути цепляет настил топливных баков и кронштейн запасного колеса. Как дела в других КБ?

⚙ 9:27–9:44 - Поднимаемся на лифте с 1-го этажа на 6-й к начальнику КБ подвески Виктору Павловичу Егорову (с В.З. Киселëвым и А.М. Кригером). Изучение по кальке и синьке конструктивных изменений по колесодержателю. Утверждается. Из этого же КБ А.М. звонит зам. нач. КЭИР Н.Д. Овчинникову и просит зайти к нему посоветоваться. Спускаемся снова на второй этаж, в КБ 2-осных автомобилей.

⚙ 9:47–9:51 - А.М. выслушивает Михаила Валерьевича Львова (нач. бюро диагностики) по письму, касающемуся встроенных датчиков. Эта тема прорабатывается в отрасли применительно ко всем автомобильным заводам. А.М. не все понимал из объяснений М.В., поэтому просил повторять по несколько раз; наконец, подписал.

⚙ 9:52–10:07 - Подошел Н.Д. Овчинников. А.М. стал объяснять ему задачу, связанную с необходимостью усиления лонжеронов рамы ЗИЛ-9Э169В1 и В6. Эти автомобили подготовлены к приемочным испытаниям и вот теперь нужно их изготовить… А.М. Кригер (вопрос к Н.Д.): Сколько времени Вам потребуется на изготовление всего этого? Н.Д. Овчинников: Месяц. Может быть дней 25, не меньше… На том и порешили… В.З. и В.П. передают эскизы в цех.

⚙ 10:09–10:14 - Перешли к следующему вопросу: как загружать седельные автопоезда и бортовые тягачи ЗИЛ-9Э169, подготавливаемые к МВИ А.М. стал рассматривать таблицу, которую много дней готовил Сергей Манукович Золотарьян (инженер-исследователь КЭИР) при консультации В.З. Киселëва…

⚙ 10:15 - КБ 2-осных автомобилей пришел зам. нач. КЭИР Л.И. Парадашвили. Принес приветственный адрес какому-то профессору МАДИ (по случаю 80-летия)… Просит А.М. поставить свою визу… В это время А.М. позвали к телефону, звонит В.М. Куликов из Министерства.

⚙ 10:33 - А.М. возвращается от телефона с бумагой в руках, на которой красными чернилами сделаны пометки главного конструктора. А.М. Кригер: Вот получил указания. Завтра в 10 часов к Министру. Основная тема - как развязать инициативу конструкторско-экспериментальных служб на всех автомобильных заводах. Будет идти речь о цехах мелких серий на заводах… (Обращаясь к Л.И. Парадашвили) Запишите, Леонид Иванович, какие мне нужны будут данные…

⚙ 10:36–11:02 - Между Л.И. и А.М. развернулась дискуссия: какие сведения давать, а какие не давать к завтрашнему совещанию у министра… Потом о сроках подготовки. А.М. Кригер: Мне все это нужно к концу дня… Л.И. Парадашвили: Значит, к 17:00. А.М. Кригер: Нет, к 15:00. …Появился представитель заказчика в УКЭР: «Анатолий Маврикиевич! Звонил районный представитель… Просит, чтобы Вы завтра поехали на чествование…». А.М. объясняет: завтра к 10:00 надо быть у министра, потом к 16:00… Потом А.М. вспоминает, что надо позвонить зам. министра автомобильного транспорта РСФСР Никанорову. К нему есть просьба возглавить межведомственную комиссию по автомобилю ЗИЛ-9Э169(4331). Уходит. Возвращается с известием: т. Никаноров назначил ему встречу на 9:00 утра завтра. Таким образом, между одной и другой встречами – всего один час. Просит Г.А. Феста съездить вместо него к Никанорову. Г.А. объясняет что не знает того совсем. Значит, надо ехать самому.

⚙ До 11:34 продолжается дискуссия по развесовке автомобилей ЗИЛ-9Э169 (А.М. Кригер, Г.А. Феста, В.З. Киселëв). Наконец, утверждается приемлемый (и, конечноже, компромиссный) вариант. В заключение А.М. обращается с просьбой подобрать ему несколько отчетов к завтрашней встрече с министром…

⚙ 13:00–14:00 - Подборка материалов для А.М. Кригера.

⚙ 14:12–14:52 - Снова у А.М. Показ отдельных мест в отчетах, которые могли бы заинтересовать главного конструктора к встрече с Министром.

Источник: Завод и Люди 1916 - 2016. Том 1. Авторы: Владимир Григорьевич Мазепа, Максим Александрович Шелепенков. Под редакцией М.А. Шелепенкова, А.В. Курковой. – Москва: Московский политехнический университет, 2016.